Грудничковое плавание

Наш центр детского плавания успешно работает с 2007 года, и за это время очень многие наши маленькие посетители стали крепче, гибче, шустрее, здоровее и, конечно, научились плавать. К нам приводят вторых и третьих детей в семье, и это самый главный показатель для нас. Родители, освоившие раннее плавание с первым малышом, гораздо более уверенно себя чувствуют со следующими детьми, они уже увидели положительный результат и хотят того же с младшими. Поэтому плавание малышей приобретает все большую популярность.

Многие родители знают, что занятия с малышом в воде — это прекрасное средство профилактики сезонных болезней, укрепления здоровья и закаливания. Занятия с ребенком в воде повышают общий тонус организма, улучшают настроение и взрослого, и ребенка, крепнут защитные силы организма. Также отметим, что занятия в бассейне регулируют функции центральной нервной системы, могут положительно сказываться на развитии опорно-двигательного аппарата и, в конечном итоге способствуют гармоничному развитию ребенка. Более того, занятия плаванием хороши тем, что они доступны cпервых месяцев и даже дней жизни детей. К тому же они очень ценны еще и тем, что заниматься можно с первых недель жизни ребенка.

Рекомендации и особенности

Часто плавание для детей родителям рекомендуют врачи — в случаях гипотонуса и гипертонуса, вальгусных стоп, слабого мышечного корсета. И тогда плавание становится не только общеоздоровительным, но и лечебно-терапевтическим. Кроме того, занятия в бассейне очень полезны для детей с такими серьезными заболеваниями как ДЦП и часто рекомендуются в дополнение к основному лечению. Грудничковое плавание рекомендуется также при неврологических проблемах, анемиях, рахите, гипотрофии, легких проблемах опорно-двигательного аппарата, зажимах шейного отдела позвоночника.

Этот вид плавания в привычном нам виде появился во второй половине 30-хх – сороковые годы прошлого века, когда спортсменка из Австралии обучила свою маленькую дочку и начала обучать других детей. Однако, в изначальной схеме тренер плюс ребенок пришлось сделать поправки: дети в чужих руках заниматься не хотели, и когда они стали заниматься на руках у мам и пап, то стал очевиден эффект такого подхода.В нашей стране занятия плаванием с детьми грудного возраста практикуются с 60-хх годов, начало было положено И.Б. Чарковским. Его методики выхаживания недоношенных малышей в воде были очень эффективными, но не получили официального признания. З. П. Фирсов в 70-е годы разработал методику «Плавать раньше, чем ходить» для домашних ванн, которая была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Специалисты и родители используют детское плавание как средство оздоровления и закаливания детей с раннего возраста. Методики и форматы проведения занятий используются различные, некоторые специалисты делают упор на игровую форму занятий, некоторые больше уделяют внимания именно тренировкам.

Первые месяцы жизни до рождения ребенка проходят в водной среде, поэтому водная среда для него привычна и не вызывает страха. Раннее плавание детей способствует гармоничному физическому и психомоторному развитию, уменьшению присущего младенцам первых месяцев жизни повышенного тонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных навыков малыша. Дети, с которыми занимаются в домашней ванне, а затем в бассейне, буквально на глазах, с каждым занятием становятся более крепкими, более скоординированными в руках инструктора или родителя. Детки учатся понемножку управлять своим телом и мышцами. Выполнение в воде физических упражнений дает возможность увеличивать объем легких, что способствует увеличению их жизненной емкости, а это, в свою очередь, улучшает насыщенность крови кислородом. Все это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.

Кроме того, при плавании масса воды создает мягкое и сильное сопротивление движению, поэтому даже самые простые движения в воде дают хорошую нагрузку мышцам. В воде человек охлаждается и даже интенсивные нагрузки переносятся легче за счет постоянного внешнего охлаждения кожи. Целительное массирующее действие воды на внешние слои кожи обеспечивает приток крови, улучшает кровообращение и обмен веществ. Движение в прохладной воде воде стимулирует развитие рефлексов у ослабленных, вялых детей, побуждая их к движениям ручками и ножками, а теплая вода уменьшает лишнее возбуждение у детей с повышенным мышечным тонусом и напряжением. Упражнения в воде замечательно стимулируют перистальтику кишечника, и тем самым нормализуют деятельность желудочно-кишечного тракта, помогают облегчить колики и запоры. Есть мнение, что вода помогает снимать общее напряжение и стресс у взрослых людей, забирая на себя страхи и эмоциональные перегрузки.

Многие инструкторы замечают, что в большинстве случаев родительская нервозность, тревога, ожидание плача ребенка создают напряженную обстановку. Эта атмосфера действует на малыша — по-видимому, через оттенки голоса, тембра, движения рук. Неслучайно инструкторы при выездах на дом для обучения грудничковому плаванию предлагают активную роль самому спокойному и позитивно настроенному члену семьи. Плаванием с ребенком лучше всего заниматься тому члену семьи, который наиболее положительно воспринимает предстоящее плавание. В этом случае малыши, чувствуя более расслабленное состояние взрослого, перенимают его спокойствие и положительный настрой. Также и в бассейне — чем более спокойна мама (или папа), держащая в руках ребенка, тем больше шансов у занятия пройти мирно, с удовольствием и пользой для пары родитель-ребенок.

Также следует добавить, что польза от плавания проявляется при систематических занятиях. В домашней ванне ежедневно или 4–5 раз в неделю, а в бассейне 2–3 раза в неделю — это отличный ритм занятий, который позволит малышу не забывать полученные навыки между занятиями и обеспечит хороший результат.

Существует мнение среди сторонников мягкого ухода за младенцами, который подразумевает создание родителями условий для максимально мягкой адаптации малыша к новому миру после рождения, что плавание (а также слишком длительные прогулки на свежем воздухе, динамическая гимнастика, долгое нахождение малыша на других руках помимо маминых, частые гости и долгие выезды «в общество» и еще некоторые факторы) может быть стрессом для ребенка. Перечисленные факторы могут негативно влиять на длительность грудного вскармливания, ведя к снижению лактации у мамы и проблемам с грудным вскармливанием, снижению темпа набора веса у малыша, отказом от груди, крикам и плачу в воде. Здесь мамам следует руководствоваться здравым смыслом и искать причину подобного поведения. Среди вероятных причин может быть как неправильные действия на занятиях плаванием, грубое или неудачное первое знакомство с водой, нервозная обстановка, неумеренность родителей, спешащих научить их новорожденного «плавать раньше, чем ходить», и изменения в жизни ребенка, болезни и недомогания, прививки, самостоятельное изучение методик и поддержек без специалиста и т.д. Поэтому во всем нужно придерживаться правила золотой середины, постепенности во всех аспектах новых явлений в жизни малыша, а также искать информацию у специалистов по грудничковому плаванию, консультантов по грудному вскармливанию и вместе искать причины.

Как и когда начать грудничковое плавание?

Правильное начало занятий — во многом залог успешного плавания в дальнейшем. Важно познакомить малыша и его маму с водой, минуя страх, подготовить ребенка к занятию,обеспечить нужную температуру воды, если планируется занятие в домашней ванне, определиться с благоприятным временем начала занятий. Также очень важно самим родителям научиться приемам успокоения ребенка в воде, если он заволновался и расстроился, учитывая то, что успокаиваться нужно в воде, а не методом выхода из ванны или бассейна. Важно учить малыша расслабляться и успокаиваться в водной среде.

Опыт инструкторов говорит, что при благоприятных условиях, если начать занятия в ванне почти сразу после рождения (есть сторонники купания уже в первые дни жизни, а есть мнение, что нужно дождаться заживления пупочной ранки) и регулярно плавать с ребенком в ванне, то к четвертому месяцу появляются осознанные активные плавательные движения ручками и ножками. Также при регулярных занятиях плаванием с раннего возраста дети легко ныряют. Обучение грудных детей нырянию основано на врожденном рефлексе задержки дыхания. без закрепления этот плавательный рефлекс к трем – трем с половиной месяцам угасает. Существует мнение, что начинать занятия по грудничковому плаванию можно либо до трех-четырех месяцев, либо потом уже это делать поздно. Однако опытные инструкторы так категорично не высказываются. Да, рефлекс задержки дыхания угасает, если его не развивать и не подкреплять регулярными упражнениями, однако остается научение. С момента трех-четырех месяцев любого малыша можно уже учить задерживать дыхание и нырять.

В возрасте двух-трех месяцев, когда приобретены первые навыки, освоены базовые упражнения, а родители чувствуют себя уже гораздо увереннее, можно переходить в бассейн. Важно заниматься с ребенком тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт (ориентировочно через 20–40 минут после кормления, для совсем малышей кормление грудью может быть и в перерыве между упражнениями, как метод успокоения и возобновления привычного контакта с мамой), выспался, хорошо себя чувствует.

Родители должны быть на позитивном эмоциональном подъеме. Занятия плаванием в воде в домашней ванне при минимальных усилиях превращаются в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие всем в ней занятым. Нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно можно добавлять новые упражнения, не забывая закреплять уже освоенные. В нашем Центре главной целью видится не научить плавать и нырять, а подружить ребенка с водой, научить его безопасно, свободно и уверенно в ней находиться, не пугаться попавшей в рот воды. И конечно, здоровье и удовольствие от занятий. Несомненным плюсом является то, что в течение занятия родители неотрывно общаются с ребенком, тем самым посвящая время исключительно ему. Такой долгий тесный контакт, часто кожа-к-коже, исключительно положительно сказывается на взаимоотношениях пары родитель-ребенок.

С чем столкнетесь?

Многие мамы, особенно, если это первый ребенок, поначалу боятся купать ребенка. Пока он совсем маленький, он такой хрупкий и беспомощный, страшно держать его в руках в непривычной позе. Мамина неуверенность может передаваться малышу, и они могут начать протестовать погружению. Поэтому для первого знакомства с водой инструкторы рекомендуют либо адаптационное погружение в пеленке, постепенно убирая края пеленки в воде и оставляя только поддержку руками. Либо начинать с мамой вместе, а постепенно привыкнув, — уже продолжать без маминого присутствия в воде.Также можно воспользоваться услугами профессиональных инструкторов по грудничковому плаванию. Инструкторы смогут приехать домой и показать основные приемы купания малыша. Это и поддержки, техники захватов, способы движения, различные упражнения. Инструктор объяснит, почему ребенок так или иначе реагирует на разные упражнения. Подскажет, на какие именно упражнения нужно обратить особое внимание, чтобы проработать конкретную группу мышц. Подберет индивидуальную программу занятий и поможет освоить на практике все поддержки. Обязательно укажет на ошибки и предостережет от распространенных ошибок.

Всем здоровым детям можно заниматься плаванием. Справку для занятий в бассейне выписывает врач. Обязательно отметим противопоказания для занятий грудничковым плаванием. К ним относятся ограничения по здоровью, а также состояния ребенка, когда он явно демонстрирует упорное стойкое нежелание заниматься — возможно, сегодня не вполне подходящий день для него, либо это начало какого-либо недомогания, например, простуды, — а симптомы пока не заметны.

Противопоказания

К противопоказаниям относятся врожденные пороки сердца и почек, повышенная судорожная готовность, открытые раны, внутричерепное давление (оно является противопоказанием для ныряния, не плавания). Некоторые врачи не рекомендуют бассейн при атопическом дерматите, а некоторые считают, что купание в прохладной воде стимулирует регенерацию кожи. Когда родители переходят с ребенком в бассейн, нужно соблюдать простые правила гигиены. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, «В ванне бассейна для детей до 7 лет содержание свободного остаточного хлора допускается на уровне 0,1 – 0,3 мг/л, при условии соблюдения нормативов по основным микробиологическим и паразитологическим показателям. При совместном применении УФ-излучения и хлорирования или озонирования и хлорирования содержание свободного остаточного хлора должно находиться в пределах 0,1 – 0,3 мг/л. В бассейнах с морской водой хлориды не нормируются… При содержании в воде остаточного свободного хлора более 0,3 мг/л рекомендуется защита глаз посетителей бассейна очками для плавания.»

Также помните, что характерный запах дает не сам хлор, а хлорамины — соединения, образующиеся при связывании хлора с загрязнениями. Огромное количество загрязнений попадает в бассейн с тел посетителей. Поэтому администраторы бассейнов и наблюдающий медицинский персонал всегда требуют пользоваться душем перед бассейном. Нужно обязательно пользоваться специальной обувью для бассейна с удобной плотной нескользящей подошвой.